|
| ||||||||
Как правильно ездить на мотоцикле? Спросите дюжину гонщиков и вы получите дюжину ответов. Даже эксперты не могут прийти в этом к согласию, но некоторые их советы могут быть полезны. Возьмите что-нибудь простое, типа руления. Самый распространенный ответ: толкать ручку вправо, чтобы ехать влево. Кейт Коуд назовет другой вариант руления: силовой поворот, Рег Придмор проповедует поворот корпусом, а Фредди Спенсер делает упор на торможении задним колесом для смены направления движения. Совершенно противоположные техники, и все же все они работают. Кто мы такие, чтобы не соглашаться?Дело в том, что для мотоцикла нет одного абсолютно правильного способа – есть много способов. И вы никогда не прекращаете учебу. Возьмите то, что вы услышали, или прочитали, или увидели, или чему вас научили, обдумайте это, и если это работает, сделайте это своим. Затем поделитесь с друзьями. Как журналист, гонщик и инструктор, я это делаю более двух десятков лет. Исходя из этого опыта, я составил 20 советов, которые за эти долгие годы по той или иной причине отложились у меня в голове. Большинство я получил прямо из источника, о некоторых прочитал в книгах или журналах, но все они являются ценными крупицами информации, которые сослужили мне хорошую службу. Надеюсь, они послужат и вам. | |||||||||
1. Кейт Коуд: Учитесь думать самиКейт Коуд написал книгу о высокоэффективном вождении мотоцикла “Жми на газ”. Она была впервые опубликована двадцать три года назад, и до сих пор возглавляет мой список. Я прошел школу Коуда в Калифорнии дважды: в 1984 и 1985 годах, и поначалу посчитал его манеру обучения разочаровывающей. Когда я спросил о лучшей траектории прохождения поворота, он мне ответил: “Не знаю. Есть масса правильных траекторий. Это зависит от того, на каком мотоцикле вы едете, от состояния шин и многого другого. Какую траекторию вы посчитаете правильной?” Я подумал, что лучше мне научиться думать самому. | |||||||||
2. Вес Кули: Ложитесь грудью на бакКогда я второй раз был в школе езды на мотоцикле в Калифорнии, Вес Кули был там приглашенным инструктором. Меня впечатлило, насколько аккуратен он был на байке – всегда спрятан за ветровым стеклом, без выставленных на ветер конечностей. Позже он рассказал аудитории смешную историю: “Однажды я пришел с тренировки, и отец сказал мне, что мне надо быть пособранней. Я сказал ему, что я так и делаю, тогда он привязал шнурок от молнии к ключу зажигания. Когда я вернулся после следующего заезда, моя куртка была расстегнута до пояса“. Когда лежишь грудью на баке, это не только улучшает аэродинамику мотоцикла, но и снижает центр тяжести и придает переднему колесу лучшее сцепление с грунтом. |
|||||||||
3. Джон Кочински: Доверяйте своим шинамВсе беспокоятся о холодных шинах, особенно новых. Но не Джон Кочински. До того как Джон Бой выиграл в 1990 году мировой чемпионат в классе 250 кубов, я освещал серию Гран-при AMA 250cc для Cycle News и помню, как он постоянно выходил на стартовую решетку на грязных сликах. "Все в порядке, я просто пару раз стукну передним колесом на прогревочном круге и все будет в норме", сказал он однажды Джиму Алену из Dunlop. Это было задолго до изобретения нагревателей шин. Соперники Кочински не преминули указать, что у него была хорошая резина Dunlop прямо с Гран-при, но дело было вовсе не в его шинах. Когда он выиграл три титула подряд, дело было в его уверенности. | |||||||||
|
4. Дэнни Коу: После потери скорости всегда включайте высшую передачуВ конце 80-х Дэнни Коу из журнала Cycle был лучшим гонщиком на Гран-при AMA 250cc и неофициальным чемпионом Moto-Journalist GP. Когда во время соревнований GSX-R в Лагуна Сека я упомянул о том, что "смазал" включение низшей передачи, он спросил, что я сделал дальше. "Ну, снова включил пониженную." Неправильно: Коу настаивал на том, что после потери передачи надо всегда включать повышенную, чтобы убедиться, что ты не оказался на передаче более низкой, чем намеревался. Лучше, чтобы не хватало мощности, чем чтобы заднее колесо подпрыгивало, пытаясь обойти переднее. | ||||||||
|
5. Джейсон Придмор: Облизывайте поворотыВ 1993 году я участвовал на Kawasaki в 24-часовой гонке в Виллоу Спрингс и одним из членов нашей команды был Джейсон Придмор. Это было задолго до того, как он создал мотошколу STAR, но он работал инструктором у своего отца и имел склонность отыскивать недостатки у гонщиков. На тренировке он ехал за мной несколько кругов и потом сказал мне, что надо проходить повороты по более крутой траектории. Там, где я проходил поворот с коленом на белой линии, Джейсон делал это с колесом на, или даже за бровкой. Чаще самый короткий путь по гоночной трассе является и самым быстрым. | ||||||||
|
6. Дейл Квартерли: Отдай, чтобы получитьЗа время моей шестилетней работы репортером журналов American Roadracing и Cycle News были два гонщика, от которых я мог ожидать прямых ответов. Одним из них был Дейл Квартерли. При росте 6 футов 2 дюйма и весе 190 фунтов, этот человек из Новой Англии был слишком большим для заводских испытаний, но в 1993 он выиграл национальный чемпионат AMA Superbike—последний капер, сделавший это. Он был приглашенным инструктором, когда я в том году учился в школе Penguin School в Лоудоне, и его любимой фразой была "отдай, чтобы получить"—то есть, вы должны отдать скорость при входе в поворот, чтобы получить ее обратно в конце следующей прямой. Атака входа в поворот только разрушает езду на выходе из него. | ||||||||
|
7. Рэнди Ренфроу: Никогда не сдаватьсяМне не хватает этого парня. Рэнди Ренфроу был один из самых приятных ребят в мотогонках, но он также был самым решительным. Даже операция по восстановлению потерянного пальца не могла усмирить его соревновательный дух. Гоняясь с Дейлом Квартерли на Хартленд Парк Топека в 1989 году, Ренфроу потерял управление своего RS750 и упал на землю, и все же каким-то образом сел обратно в седло и выиграл. "Мотоциклы не падают, их роняют гонщики", сказал он мне позже. По иронии судьбы, жизнь у Ренфроу отняла не авария, а падение с лестницы во время восстановления после аварии. | ||||||||
|
8. Кевин Шванц: Смотри,куда едешьКлассика, но подход Кевина Шванца служит напоминанием, особенно для тех из нас, чей рост (или объем талии, или то и другое) делает процесс слияния с машиной затруднительным. Чемпион мира 1993 года в классе 500cc он поднимал голову, чтобы просто глянуть поверх ветрового стекла—или оглядеться. Как вас учили в школе вождения, взгляд далеко вперед дает большой обзор, что существенно замедляет все вокруг —это очень важная вещь на скоростях, выраженных тремя цифрами. | ||||||||
|
9. Стив Кревьер: Ездите гордоЖокейской комплекции многократный чемпион Канады по супер-байку Стив Кревьер начинал гоняться с легких 250-кубовых мотоциклов, а после перехода на более тяжелые машины понял, что надо поменять стиль вождения. Посадка в седле прямо, как стрела—или "езда гордо", как он это называл—помогала ему добиться максимального усилия на руле. Будучи инструктором на треке, я много раз цитировал Кревьера, пытаясь заставить начинающих гонщиков сфокусироваться сначала на управлении мотоциклом, а посадкой заниматься позже. Когда вы начнете терять запчасти, пора остановиться. До того момента ездите гордо. | ||||||||
|
10. Дуг Полен : "Быстрая" траектория не всегда очевиднаПоследние семь лет я работал инструктором в гоночном клубе в Buttonwillow Raceway, так что я знаю эту трассу, как свои пять паьлцев. Но после участия в одном из тренировочных заездов один на один с Дугом Поленом, где использовалась радиосвязь, мое представление о правильной траектории кардинально изменилось. На Buttonwillow Willow есть два участка с тремя поворотами подряд, и все мечутся на дорожке, чтобы пройти их. Все, кроме Полена: бывший чемпион мира и AMA по спер-байку продолжает давить на газ там, где обычно тормозят перед первым поворотом, тормозит задним колесом прямо внутри второго, проходит точно по апексу и затем вырывается из третьего. У Фредди Спенсера есть термин: "выбросить угол". | ||||||||
11. Эдди Лоусон: Научитесь чувствовать работу подвескиКогда Эдди Лоусон вернулся после Гран-при в классе 500cc для участия в Дайтона 200 1993 года на Yamaha Superbike компании “Вэнс и Хайс”, ему пришлось сесть на незнакомый мотоцикл без предварительного опробования. Для этого он, используя свой опыт тренировок, проверил полный ход подвески и регулировку шасси, прежде чем ехать быстро. Результаты оказались предсказуемы: он выиграл эпическую битву с королем Дайтоны Скоттом Расселом. А затем начал достаточно успешную карьеру в гонках Индикар, где его методический подход также очень ему помогал. | |||||||||
|
12. Скотт Рассел : Поворачивайте задним колесомДавным-давно (в 1994-ом), в далекой стране (в Малайзии), проводилась презентация прессе нового тогда Kawasaki ZX-9R. Он был крутой, действительно крутой. И стандартные шины Бриджстоун с неглубоким протектором доводили меня до припадка, пока я не увидел езду Скотта Рассела. Не боясь отсутствия сцепления (он испытывал и худшее в конце гонок), действующий чемпион мира по супер-байку показал потрясающую скорость на круге (на 4 секунды быстрее, чем самый быстрый журналист), и проходил повороты с полным контролем. Как он это делал? Просто: он убирал внутреннюю подножку, чтобы освободить заднее колесо, затем поднимал внешнюю подножку, чтобы выровняться. | ||||||||
|
13. Дэвид Садовски: Будь сам себе сцеплениемПоговорите с кем-нибудь, кто гонялся с Дэвидом Садовски, и вам, скорей всего, расскажут о его храбрости, но вряд ли о мозгах. Как показывают результаты победителя гонки Дайтона 200 1990 года и последующая карьера телевизионного комментатора, Садовски много размышлял о своей манере вождения. Однажды в Дайтоне я болтал с Дугом Поленом, ожидая начала встречи с гонщиками, когда подошел Садовски с газетой. На обложке было фото Полена, входящего в первый поворот, причем было видно, что его рука сжимает рычаг сцепления своего Ducati. Последовавший диалог был познавательным, так как эти двое обсуждали преимущества замкнутого сцепления в апексе для торможения двигателем и предотвращения благодаря этому вихляния заднего колеса. Сейчас за нас это делает мокрое сцепление, но такая техника все равно может быть полезна. | ||||||||
|
14. Дуг Чандлер: Используйте заносЧто надо делать, когда заднее колесо при ускорении уходит в занос? По мнению трехкратного чемпиона AMA по супер-байку Дуга Чандлера, ответ один: ничего. А уж он-то должен знать. Победив во всех четырех дисциплинах национального Гран-при АМА на гаревых дорожках, он знает, как управлять заносом мотоцикла. По его мнению, когда заднее колесо начинает скользить, худшее, что можно делать, это сбросить газ; вместо этого просто не добавляйте газу, пока шины не схватят дорогу. | ||||||||
|
15. Кенни Робертс: Ездите быстро на быстрых участкахТрехкратный чемпион мира в классе 500cc Кенни Робертс не верит в накат — вы жмете либо на газ, либо на тормоз. Самый важный поворот на любой гоночной трассе – это тот, после которого следует самая длинная (и самая быстрая) прямая, поэтому Робертс уделял главное внимание правильному прохождению этого отрезка. Пытаться пройти быстро более медленные повороты не только бессмысленно, это рискованно, потому что вам не помогает крутящий момент. Если переднее колесо потеряет сцепление в быстром повороте, у вас есть время, чтобы спасти ситуацию. Если это произойдет в медленном повороте - игра закончена. | ||||||||
|
16. Дэвид Алдана: Считайте рычаг переднего тормоза и ручку газа одним органом управленияЯ не так стар, чтобы успеть погоняться с Дэвидом Алдана, но был период в 90-х годах, когда он проводил испытания перед чемпионатом мира по шоссейным гонкам, и мне повезло провести с ним некоторое время. Скелет - так его называли из-за знаменитого обтягивающего кожаного костюма - во время юморных гоночных баек делает типичный жест руками. Заметив это, я спросил об этом жесте, и он ответил, что считает рычаг переднего тормоза и газа за один орган управления: жмешь на рычаг и сбрасываешь газ, и отпускаешь рычаг, газуя. | ||||||||
|
17. Фредди Спенсер: Тормози там, где это необходимо, а не там, где тебе этого хочетсяЯ дважды учился в школе Фредди Спенсера с девятилетним перерывом. И в то время как программа изменилась, главное содержание осталось прежним: Действуй плавно. “У быстрых гонщиков медленные руки”, - говорил Спенсер и затем усаживал вас сзади на свой мотоцикл Honda VFR показать, что он имеет ввиду. Трехкратный чемпион мира не хватался за рычаг тормоза; он нажимал на него как на курок ружья, и также нежно отпускал его. Более того, он использовал торможение, чтобы изменить направление движения, сокращая траекторию при уменьшении скорости. Фредди не придерживался каких-то шаблонов при торможении; он был более гибок, тормозя раньше или позже и при необходимости внося изменения во время прохождения поворота. | ||||||||
|
18. Марко Луччинелли: Используйте задний тормозНесколько лет назад я учился на курсах вождения Дукати в Мисано, Италия, и моим инструктором был чемпион мира 1981 года в классе 500 Марко Луччинелли. В соответствии со своей кличкой Лаки провел несколько лет в тюрьме по делу о наркотиках и, честно говоря, не ездил как человек, который выигрывал большие гонки с участием Робертса и Росси – или хотя бы их отцов. Единственным запомнившимся мне советом, который он дал, был: “Надо пользоваться задним тормозом”. Когда я спросил, зачем, он сказал: "Потому что их два“, и объяснил, каким образом использование заднего тормоза для сбрасывания скорости в середине поворота безопаснее, чем дополнительное усилие на передний тормоз. | ||||||||
|
19. Барри Венеман: Газуйте на полную катушкуКак этот голландский гонщик попал в наш список? Во время международных соревнований в Валенсии, Испания, в 2005, я разговаривал с Барри Венеманом и услышал от него сжатую формулу быстрой езды: "Выбирай траекторию, которая позволяет раньше дать полный газ”. Барри объяснил, что до того как его протестировали для Гран-при в классе 500cc, он понятия не имел, как мало он ездил на полном газу – обычно меньше 10 процентов на круг. Поэтому он начал выбирать траектории, которые позволяли прибавлять газ до упора как можно раньше. | ||||||||
|
20. Рики Гэдсон: Не входите в "красную зону" на стартеВсе заканчивается в самом начале. Посмотри на старт любой шоссейной гонки, и ты наверняка увидишь, как 30 гонщиков делают это неправильно. Я знаю – я был одним из них. И только пару лет назад профессиональный драгрейсер Рики Гэдсон поправил меня. Большинство шоссейников держат двигатели в красном секторе или близко к нему, а затем бросают сцепление, поднимаясь на заднее колесо и визжа сцеплением. Рики делает это по-другому: он держит обороты двигателя в зоне максимального крутящего момента, а не мощности, быстро отпускает сцепление и затем добавляет газу. Его старты не зрелищны, единственное развлечение – это визг заднего колеса – и 60-футовый отрыв. Поверьте мне, вы бы не захотели гоняться с ним. |